header image

10 марта 2024 года, в Неделю мясопустную, о Страшнем суде, день памяти святителя Порфирия, архиепископа Газского (420), епископ Великолукский и Невельский Сергий совершил Божественную литургию в Свято-Вознесенском кафедральном соборе г. Великие Луки.

Его Преосвященству сослужили: протоиерей Сергий Матвеев, секретарь Великолукского епархиального управления; иерей Роман Донец, клирик Свято-Вознесенского собора г. Великие Луки; а также иеромонах Артемий (Слесарев), клирик архиерейского подворья храма Успения Божией Матери д. Успенское.

Диаконский чин возглавил иеродиакон Андрей (Парфенов), заведующий канцелярией Великолукского епархиального управления.

Праздничные песнопения исполнил хор собора под управлением Ольги Смольченковой.

По окончании Божественной литургии епископ Сергий поздравил собравшихся с воскресным днем, причастников с принятием Святых Христовых Тайн и преподал всем Архипастырское благословение.

«Предпоследняя Неделя перед Великим постом имеет два названия. В Уставе она называется Неделей мясопустной или «мясопустом» по той причине, что в этот день совершается заговение на мясную пищу. Кроме того, встречается наименование «Неделя о Страшном суде», так как в этот день читается евангельское зачало, содержащее описание последнего суда Спасителя во время Второго пришествия (Мф.25:31-46).

История возникновения. Упоминания о сырной седмице как переходном промежутке перед Великим постом встречаются в VI - VII вв. Неделя мясопустная как день заговения на мясную пищу отмечена в иерусалимском Лекционарии VII века; следовательно, «пищевой» аспект у данного дня появляется в это же время. Однако в древнем Иерусалиме этот день был только подготовительным к Великому посту, других воспоминаний не имел. Тема Страшного суда в службе появляется в константинопольской традиции примерно в IX веке и с тех пор является основным идейным содержанием данного богослужения.

Отдельно следует отметить традицию совершения в Неделю мясопустную на Руси в XVII веке «действа Страшного суда». Этот чин, как полагают, был заимствован из греческой традиции и совершался в воспитательных целях, поскольку люди постепенно утратили страх Божий, перестали творить дела милосердия и забыли о ближних. Действо же должно было напомнить людям о том, что каждый будет отвечать за свои поступки перед Богом на Страшном суде. Последний раз данный чин был совершен в 1697 году в Москве патриархом Адрианом, после чего был отменен царем Петром I (который вместе с тем отменил и другие чины, в частности Шествия на осляте и Пещного действа)».

Фото Любови Эрн

azbyka.ru