header image

 hepelev2

Дата рождения: 1 марта 1889 г.

Дата смерти: 6 июня 1966 г.

Дата хиротонии во диакона: 29 августа 1922 г.

Дата хиротонии во пресвитера: 15 мая 1933 г.

Биография:

Из воспоминаний дочери священника Алевтины Герасимовны.

Родился 1 марта 1889 года в деревне Новое Село Могилевской области. Через какое-то время семья переехала в Витебск. Жили все на Рижской улице, которая шла параллельно «царской ветке» – на этом участке останавливался поезд Николая II при переезде в Могилев, в Ставку (современный р-н 5-й Коммунальной).

С 1913 г. по 1918 г. Герасим Давидович работал на железной дороге, а затем по благословению архиепископа Иннокентия подвизался в Свято-Троицком Марковом монастыре, после чего был назначен псаломщиком Свято-Петропавловской церкви (ул.Зенькова сейчас).

29 августа 1922 года он был рукоположен в диаконы, а 15 мая 1933 года – во священники Тихоном, епископом Полоцким и Витебским. Отец Герасим служил в Свято-Казанском храме и участвовал в крестных ходах, в том числе к храму великомученицы Параскевы Пятницы (на этом месте сейчас располагается строящийся храм священномученика архиепископа Фаддея. – прим. автора).

Знаменателен тот факт, что в Церковь Герасим Давидович пришел в 1918 году, в самый разгар Гражданской войны.

В 30-е годы начались гонения на церковь, были закрыты многие храмы, арестованы десятки священников. И тогда старый священник Петро-Павловской церкви сказал отцу Герасиму: «Ты молодой, уезжай из Витебска, где-нибудь на Псковщине ты сможешь веру спасти».

По направлению епископа Великолукского Иоанна (Троянского) отец Герасим оказался в деревне Медведово Локнянского р-на Псковской области.

Впоследствии он стал настоятелем Свято-Покровской церкви д. Медведово. Церковь была построена еще при Петре І без единого гвоздя. Сейчас она заново обшита, а когда разбирали церковь, то бревна были желтыми, как янтарь. Прихожане полюбили отца Герасима за его простоту, доброту и участие.

Но безбожники настигли о. Герасима и в этом глухом месте. Арестовали его 8 августа 1937 года ночью. Алевтине Герасимовне было тогда 13 лет, и она хорошо помнит, как два конных милиционера забирали отца. Верховые повели его пешком, в цепях, в Локню, расположившуюся в 10 км от Медведово. Алевтина запомнила этот рассвет на всю жизнь. Мама еще успела отрезать хлеба и с криком: «Беги, беги!» отправила за отцом. Алевтина догнала отца и передала ему хлеб.

Отдел НКВД располагался тогда в г. Витебске на Замковой. Чтобы узнать что-либо о судьбе мужа, Евдокия Даниловна, мама Алевтины, поехала туда. По милости Божией ей попался чиновник с добрым сердцем, который пообещал помочь. Через месяц он прислал ей адрес места, где находился отец Герасим.

В камере предварительного заключения люди сидели плотной группой. Наступала ночь – начинались допросы и пытки, а под утро людей заносили в камеру окровавленными, избитыми. Многих оговаривали соседи, сослуживцы. Отец Герасим подписал протокол допроса и 17 сентября 1937 года по постановлению тройки УНКВД Калининской области за проведение антисоветской агитации (ст. 58-10) подвергнут лишению свободы на 10 лет. Отца Герасима отправили в лагерь «Котлас» Коми АССР.

Перевозили их этапом на пароходе по реке Вычегде. Один из заключенных в отчаянии бросился в воду с борта. Конвоиры в отместку загнали остальных зэков в трюм и заперли их там без еды, воды и воздуха. Семь дней двигался пароход по реке и семь дней люди томились в трюме.

Когда пароход прибыл на место, в трюме было полно трупов и больных. Оставшихся в живых выгрузили прямо в лесу. По узкоколейке подали вагон с мороженой картошкой. Раздали пилы, топоры и охранник сказал: «Выживайте и питайтесь как хотите!» Рядом не было никаких построек. Выжили только благодаря кострам, на которых варили картошку и грелись сами. За короткий промежуток времени зэки построили деревянные дома и бараки.

Началась Великая Отечественная война, в лагере стало немного легче. Молодых зэков отправили на фронт, а старых, заставляли расчищать аэродром от снега. Летчики подкармливали ослабевших, доходных заключенных. Несмотря на ужасные условия и работу на лесоповале, отец Герасим выжил и в 1947 году был освобожден.

По заключению Псковской областной прокуратуры реабилитирован 30 июня 1998 года и признан пострадавшим от политических репрессий. Тяжело пришлось и жене отца Герасима – Евдокии Даниловне. Она осталась одна с двумя детьми, а перед войной к семье добавился внук Олег. Евдокия Даниловна вместе с детьми прошла немецкий концлагерь. Выжили благодаря профессии Евдокии Даниловны. Она была прекрасной швеей, еще до революции окончила курсы белошвеек у знаменитой витебской модистки Лоди. Евдокия шила платья, гимнастерки, галифе.

В семье до сих пор бережно хранятся иконы Николая Чудотворца и Спасителя, подаренные Евдокии Даниловне в День свадьбы матерью. Судьба этих икон уникальна. Евдокия Даниловна смогла сохранить их даже в условиях лагеря. Она зашила иконы в подушку, которую взяла с собой, а серебренный священнический крест отца Герасима носила всегда на груди под одеждой.

Иконы и крест вернулись на Родину целыми и невредимыми. Когда лагерь освободила Красная армия, Евдокия Даниловна пошила нескольким советским офицерам галифе из немецкой ткани. В благодарность офицеры без очереди посадили Евдокию Даниловну с детьми в вагон-теплушку одного из первых эшелонов, идущих на Родину. 10 мая 1945 года семья была в Витебске.

Годы нужды и страданий сильно сказались на здоровье Евдокии Даниловны. В 1947 году она выглядела как восьмидесятилетняя старушка, а ей на самом деле не было и пятидесяти.

Умерла она в 1951 году, оставив отца Герасима вдовцом.

Отец Герасим с 1947 года снова стал служить на Псковщине – сначала в Михайловском Погосте, а потом в Свято-Покровской церкви д. Медведово Псковской области.

Здоровье его тоже было подорвано лагерем, и через два года после смерти жены его парализовало, но организм не сдался и милостью Божией отец Герасим поправился. После этого он прожил еще 13 лет и продолжал посещать храм. Служить он уже не мог из-за парализованного языка.

Свою смерть отец Герасим предчувствовал. За несколько дней до смерти он сказал, что умрет и попросил, чтобы похоронили на горушке. Близкие сразу не поверили. А через 3 дня отцу Герасиму стало плохо. Вызвали скорую. Врачи приехали, послушали и сказали: «Не сиди на солнышке, дедушка!» О. Герасим пожаловался на боли в руках и ногах, пошел в свою кровать, прилег и умер. Умер быстро и без мучений. Это произошло 6 июня 1966 года.

На похоронах было много людей. В Свято-Казанской церкви г. Витебска его отпевали два священника – отец Лев и отец Димитрий. Они читали над отцом Герасимом Евангелия. Затем гроб с телом отца Герасима доставили в деревню Медведово. Крестьяне и жители деревни ушли с полевых работ, чтобы проводить в последний путь своего батюшку. Гроб с телом обнесли вокруг церкви. Похоронили батюшку рядом с храмом.

Информация: [Витебская епархия БПЦ, газета «Наше православие» № 5 (176) май 2019 г. «ПУТЬ НА ГОЛГОФУ» автор. иерей Александр Матвеев.]